
Эта статья была опубликована в октябрьском номере «Игромании». В качестве небольшого подарка мы выкладываем ее на сайт вскоре после его выхода.
Время от времени на сайте будут оперативно появляться и другие материалы из печатной «Игромании». Когда и какие — этого мы вам не скажем. Следите за анонсами и публикациями!
«Лунная призма, дай мне силу!» — если вы хоть раз в жизни слышали эту фразу, то во время прохождения Wonderful 101 непременно ее вспомните. Возможно, даже произнесете вслух. Юная героиня взмывает в небеса, мир за ее спиной окрашивается ядовито-фиолетовым, камера, на миг залетев под юбку, показывает девушку в боевой стойке. Экран взрывается сверхновой, его рассекает сияющая поперечная полоса, потом еще одна, потом новый взрыв...
Ну как в этот миг не выкрикнуть заученный с детства боевой клич?! Тем более что полосы и взрывы рисуете вы сами.
Superpower Rangers

Однажды на Землю нападают гефджерки, инопланетяне, в чьем арсенале — исполинские боевые роботы и лучевые пушки, одним залпом прожигающие планету насквозь. Земляне выставляют против них своих лучших бойцов — отряд «Чудесная сотня», сплошь состоящий из супергероев. Каждый из сотни хорош и сам по себе, но вместе они способны на совсем уж умопомрачительные фокусы. Бойцы отряда могут объединяться в супероружие — кулак, пистолет, бомбу и даже розовую плетку, словно украденную из секс-шопа. Вместе они изобьют, застрелят, подорвут и выпорют любого врага, будь тот размером хоть с целую галактику.
Wonderful 101 — это слэшер от Platinum Games, у которого по недосмотру продюсеров отказали все ограничители. Это такая Bayonetta, умноженная на миллиард. Здесь все всегда гигантское, все всегда либо взрывается, либо стреляет пробивающим Вселенную лучом.
Можно резонно заметить, что так сейчас делают многие (см. Asura’s Wrath), но даже перед самым безумным слэшером у этой игры есть одно неоспоримое преимущество — масштаб. Поскольку на экране должен уместиться не один, а целая сотня героев, камера держится на почтительным расстоянии от места действия, и мы видим то, что обычно в кадр не влезает.

Рядовая ситуация примерно такова. На Землю наведена лазерная установка «Звезды смерти». Пока лучи собираются в пучок, наши герои садятся на крылатую ракету размером с небоскреб и мчатся прямо в дуло излучателя, где успешно застревают, будто соринка в глазу великана. Но не теряют присутствия духа: слившись в огромный молоток, они могучими ударами вколачивают ракету в жерло по самую шляпку. Тут установка наконец стреляет, ракета детонирует — взрыв! Да такой, что Солнечная система должна бы вся в нем сгореть, — но нет, герои как ни в чем не бывало дерутся дальше.
Во-о-от такой меч
Но присмотреться к Wonderful 101 стоит не ради пиротехники. Эта игра должна была продемонстрировать, на что действительно способен геймпад Wii U, — и иногда ей это удалось.
В битве вы управляете всей сотней разом. Чтобы герои объединились в кулак, нужно начертить на экране геймпада круг; чтобы получился меч — прямую линию; всего фигур восемь. Рисовать их удобно и увлекательно, тачскрин чутко реагирует на ваши команды, человечки бойко выстраиваются в заданные линии. Чем больше ваш рисунок, тем мощнее получается оружие. Здесь рождается самый потрясающий момент Wonderful 101.

Представьте, что вы в гуще сражения. Объединенные в меч герои дерутся с роботом-великаном (выглядит дико: вокруг робота бегает оружие на ножках). Каждый удар врага выбивает из меча вложенных в него героев, лезвие становится все короче, ваши атаки — слабее. Попытки перегруппироваться ни к чему не приводят — удары робота не позволяют собраться в новую фигуру.
Но тут вы удачно ставите блок и на миг отправляете врага в нокдаун. Лишь пару секунд он будет стоять, считая летающие над головой звездочки, но этого более чем достаточно. За это время вы, словно художник, примерившийся к холсту, лихим жестом вычертите на тачскрине самую длинную линию, какую только умещает экран, собрав в нее всех до единого бойцов отряда. На месте прежнего хилого кинжальчика окажется катастрофических размеров двуручник, тяжелый и смертоносный. Страшный, широкий замах, удар... И робот рассечен надвое!
Ощущения, которые испытываешь в этот миг, не сравнить ни с чем, это новый слэшерный опыт. Вы можете долго и безуспешно ковырять врага дохленьким ножичком, а можете взять и нарисовать нечто сверхмощное и потом убить неприятеля одним ударом. Возникает небывалое чувство сопричастности. «Объединяемся... в меч!» — кричит лидер отряда, и вы буквально собственными руками этот меч создаете. Никогда еще глуповатое боевое аниме не проникало так глубоко в душу.

Расколотый слэшер
На этом откровения заканчиваются. Описанная сцена с блоком — все, на что способна боевая механика Wonderful 101. Восемь видов оружия, в которые могут сливаться бойцы вашего отряда, должны были создать мощный фундамент для разнообразных тактик: нокаутировали врага кулаком, подбросили мечом в воздух, стрельнули из пистолета... мог бы выйти эдакий Devil May Cry, разобранный на мелкие кусочки.
К сожалению, не вышел. Все орудия убийства взаимозаменяемы, даже летающих монстров можно сбивать кулаком (хотя, казалось бы, тут и нужен пистолет!). Лишь некоторые враги предполагают «двойную обработку»: сначала по ним нужно пройтись плеткой или молотком, а потом прикончить любым удобным способом. Но все это очень примитивно и никак не дотягивает до современных слэшерных стандартов, стандартов самой Platinum и заданной планки.

Сам факт, что ваш «герой» — это на самом деле сотня человек, не оправдывает бедность тактики. Вот вас ударили — фигура сломалась, оглушенные супермены рассыпались по арене битвы. Game over? Как бы не так. Чтобы они вернулись в строй, нужно всего лишь пробежать мимо них лидером отряда, и поединок продолжится. Собрали всех бойцов, начертили кулак побольше — и все, у врага нет шансов.
Получается, что разработчики променяли привычные слэшерные ценности (ритм, глубину, сложность) на дешевую возможность развалиться, а потом вновь собраться. Размен, мягко говоря, неравнозначный.
* * *
Понятно, чем должна была стать Wonderful 101. Предполагалось, что вы получите контроль над желеобразным, постоянно меняющимся демоническим существом, подстраивающимся под любую ситуацию. Этот демон действительно есть — где-то там, в глубине игры, сидит и шепчет сотней голосов, мечтая вылезти наружу. Но не доведенный до ума дизайн схваток и поверхностная боевая механика не дают ему вырваться. Wonderful 101 — это не слэшер про жидкого терминатора. Это игра, в которой, по сути, дерется один герой, а еще девяносто девять висят мертвым грузом.
Реиграбельность — нет
Классный сюжет — нет
Оригинальность — да
Легко освоить — нет
Геймплей: 7
Графика: 8
Звук и музыка: 8
Интерфейс и управление: 8
Дождались? Смелый эксперимент, чуть было не перевернувший с ног на голову законы слэшера. Реализация подкачала, но идея слишком оригинальна, чтобы просто пройти мимо.
Рейтинг: 7,0
«Хорошо»
Это,я сейчас скажу странное,не единственная игра,которую они сделали.
Почему нельзя,я не знаю,упомянуть Vanquish,как один из более годных тпс на седьмом поколении,последний металгир или Infinite Space-обсуждаемо лучшую научно-фантастическую рпг на ДС-лучшей карманной консоли всех времен и народов.
Но нет.
Всегда байонетта.Посредственный слэшер переходного периода.
Кто в нее играл вообще?
Ну,не настолько,как ванквиш,инифинитспэйс и металгир.
Ванквиш чем хорош-это по-моему чуть не первый шутер,в который я играл,в который комфортно играть с падом.
Это достижение.
Господи,как же меня забодало упоминание байонетты в одном предложении с платинум геймс.
Это,я сейчас скажу странное,не единственная игра,которую они сделали.
Почему нельзя,я не знаю,упомянуть Vanquish,как один из более годных тпс на седьмом поколении,последний металгир или Infinite Space-обсуждаемо лучшую научно-фантастическую рпг на ДС-лучшей карманной консоли всех времен и народов.
Но нет.
Всегда байонетта.Посредственный слэшер переходного периода.
Кто в нее играл вообще?
Та норм байонетта,не знаю чё те не понравилось. Ванквишь как раз не понравился.
Я играл в нее непосредственно после ванквиш и инфинитспэйс.
После них планка задирается выше головы.
Металгир их,к слову,более чем доставил.
Есть мнение,что им просто не стоит лезть в фэнтези,и спокойно клепать НФ
Хм,металгир можно ведь считать НФ,верно?
Это Контра,сделанная не-Конами.
Для Контры это идеальный сюжет,который так и должен выглядеть.Ты играл в Контру,знаешь о чем я говорю?
Я могу объяснить,мне как бы не сложно.
У Байонетты не на что опираться,в результате она получается пресной с точки зрения сюжета.
AdeKVaTHЫЙ, Надо просто понимать,что такое ванквиш.
Это Контра,сделанная не-Конами.
Для Контры это идеальный сюжет,который так и должен выглядеть.Ты играл в Контру,знаешь о чем я говорю?
Я могу объяснить,мне как бы не сложно.
У Байонетты не на что опираться,в результате она получается пресной с точки зрения сюжета.
И тем не менее, она-лучшее,что сделали Платинум. Про Металл Гир не скажу ничего,к этой игре у меня нет особых претензий,играть можно.