
Прошли те времена, когда за полтора года можно было сделать увлекательный шутер или глубокую тактическую стратегию. И разработчики из Full Control, выходя на Kickstarter с Jagged Alliance: Flashback, мудро предлагали игру со скромным набором возможностей, более или менее соответствующим и рангу студии, и заявленному бюджету. Увы, к релизу мы многого не досчитались.
Новый союз
Гнать инновационных лошадей датчане не стали, сосредоточились на том, что привлекало игроков в Jagged Alliance. И в первую очередь вернули пошаговый режим.
Мудрить не стали — взяли за основу Jagged Alliance 2 и обрезали все, что показалось дорогостоящим излишеством. Лазать по крышам? Обойдемся. Открывать двери? В счастливой утопии Сан-Эрманос дверей не будет.
Нам оставили три положения для тела, скрестив «лежа» и «скрытно», и разрешили как прицеливаться, так и стрелять очередями. Из новых тактических приемов отметим подсмотренные у коллег два варианта укрытий: полное и «половинчатое». Неплохо работает и перехват — правда, его надо назначать вручную, хотя очки действий между раундами все равно не переносятся.

![]() |
![]() |
► Особо не раздумывая, дизайнеры разместили в одном интерфейсе всю информацию и менеджмент, которые могут потребоваться игроку в прогулке по сектору. | ► Если оценивать мета-игру Flashback, то Сан-Эрманос — это скорее методичная зачистка секторов Метавиры, нежели глобальная стратегия в Арулько. |
От обеда и до забора
Тут логично было бы рассчитывать на приличный арсенал с гибкой модификацией, на тактически безупречный AI или на психологические триллеры в квестовой линейке, но к выходу игры дизайнеры, похоже, только начали строить уютный домик для всего этого. Сюжету места не хватило совсем.
В обучающей миссии предлагается ночью провести группу ЦРУшников в тюрьму и вытащить оттуда лидера оппозиции — чтобы закончить операцию крушением американского вертолета. Выживает лишь означенный NPC и агент ЦРУ, которого вы предварительно сгенерировали специальным вопросником. На этом сюжет заканчивается, остаются два одинаково схематичных квеста «пойди в такой-то населенный пункт и выясни там, как попасть в следующий» и заключительный «найди и убей главзлодея».

![]() |
![]() |
► Задания пытаются быть чуть посложнее, чем «отнеси-принеси», но получается плохо. | ► Bear's Pit — старейший и крупнейший форум модификаторов Jagged Alliance 2. Кстати, они уже приступили к разборке Flashback. |
В качестве компенсации нам выдали пачку побочных заданий, таких же, однако, схематичных и одномерных. Переспать с женой предпринимателя, чтобы она перестала отвлекать его от важных дел? Идем в соседний сектор, прощелкиваем диалог, возвращаемся, сдаем. Найти и убить серийных маньяков? Не проблема — в описании постера с головорезами есть их имена и указание на нужные секторы.
На задания в тактической «песочнице», однако, грех жаловаться, но все же не хватает вменяемого выбора вместо «а не присвоить ли эту пушку» и «в войне двух банд я выберу гадов побогаче». И последствий повнушительнее, чем то, какой из двух равнозначных наемников попадет в каталог. Все равно вместо них в итоге наймем кого-нибудь другого.
Вот и получается, что разработчики никак не мотивируют игроков выполнять эти пару десятков примитивных квестов. Тут можно ехидно отметить, что в первой Jagged Alliance вообще не было NPC и заданий, но все же лучше продуманно отказаться, чем непродуманно реализовать.
JK-47 и Ubrez — братья навек
Экономический баланс удручает: если поначалу и были проблемы вроде «ох, Ивана на две недели нанять не потяну», то уже после первого захваченного города дела пойдут на лад, а на доход с одной (из двух) шахт можно вообще горя не знать. Может быть, с патчами это подправят.
Лицензировать оружие денег не хватило, поэтому к нашим услугам пистолеты Rock 17 и Loretta, автоматы JK-47 и Strey AUG, дробовики Denelli и The Ubrez (объясните датчанам, что «обрез» — это не торговая марка). Зато в своем классе почти каждое оружие отличается от другого стоимостью в очках действия и базовым уроном, а также точностью. Выбор оружия по этим характеристикам — задача, как оказывается, нетривиальная.
Вот вам пример. Gangster 45 («автомат Томпсона») за 8 или 13 очков действия бьет одной или тремя пулями с базой в 24 единицы урона, а JKM («...Калашникова модифицированный») за 10/16 гарантирует 35 единиц урона. То есть если у наемника 26 очков, эффективнее будет вручить ему «томмиган» (2*3*24=144 против 3*35+35=140). По идее.
Но на самом деле все гораздо гибче, и приходится учитывать массу других факторов. Бойцу пригодится запас в несколько очков на смену позиции; при низкой точности нужно больше пуль; в одиночный выстрел можно вложить дополнительные очки, повысив точность, и так далее. Вообще, возня с пушками — лучшее, что на данный момент есть в Jagged Alliance: Flashback.
![]() |
![]() |
► К потенциальному выстрелу прилагается список обстоятельств, влияющих на шанс попадания: положение и состояние стрелка, очередность и цель выстрела, и так далее. | ► Честно разыгрывать ситуации вроде «трое на трое» куда приятнее, чем играть в прятки с примитивным AI. |
А вот с AI возиться грустно и скучно. Он как будто недоделан: противник одной и той же «категории» (скажем, «элитная гвардия Принца») может как спрятаться за бочкой и отстреливаться лежа, так и угодить в простейшую ловушку.
С равным числом достойных оппонентов в открытую сражаться интересно, но компьютер обожает засылать карательные отряды на десять персон, поэтому нередко бывает, что бравая четверка-пятерка вынуждена занять глухую оборону на входе в сектор и отстреливать молодчиков прямо там. Если что, автосохранение позволит переиграть битву сначала. Однако сбежать с поля боя нельзя.
![]() |
![]() |
► Еще одна обидная мелочь: нападая на сектор, враг сначала побьет охрану, а потом уже начнет с вами общаться. Помочь местным нельзя, разве что перехватить врага заранее в соседнем секторе. | ► Противник упорно шел прямо в западню. Нас было четверо, а их — десять. |
Перестрелки довольно обычные. Кончились патроны — перезарядись. Серьезно зацепили — перевяжись. Помимо здоровья есть энергия, но ее присутствие я ощутил всего один раз под конец игры, застигнутый «синдромом последнего пришельца», чего, кажется, ни в одной JA раньше не встречалось. Обычно на праздник пороха и дыма сбегался весь сектор, а тут пришлось пошарить по округе, поискать — и свалиться в обморок, пока энергия не восстановится...
* * *
До обидного короткая Jagged Alliance: Flashback интересна лишь маниакальной страстью к оружию да редкими тактическими восторгами. Разработчики слишком много наобещали на «Кикстартере» и теперь стараются реабилитироваться, по инерции снова много чего обещая. И хотя Flashback можно прямо сейчас пройти без особых проблем, советуем сперва дождаться хороших новостей, полезных патчей и одобрения сообщества. Впрочем, энтузиасты могут сами помочь восстановить Jagged Alliance из руин финансами и работой бета-тестера. Благо потенциал и стимул у разработчиков уже есть.
Порадовало
Огорчило

- как и встарь, «личность» плюс «навыки» равно «наемник»;
- вдумчивый, комплексный подход к оружию;
- тактических возможностей для боя ровно столько, сколько нужно;
- яркая палитра — нетипичная для Jagged Alliance, но уместная.

- AI местами показывает зубы, но в целом слабоват;
- экономика страшно далека от реальности;
- квесты и общение с NPC сделаны... да не сделаны оно ни черта;
- графика уровня мобильных игр;
- каждый патч — как минное поле: никогда не знаешь, из-за чего придется начать заново.
Главные рейтинги
«Ачивка» редакции

В очередь, собакины дети!
Одним выстрелом прошить троих врагов (причем двоих — насмерть).Особые рейтинги

Как говорится, если не за что сражаться, лучше сразу подыхать!
Сколько уже таких дофига хардкорных недо-тактик вышло за 15 лет, и все как на одно лицо.
Какая-то мелкая студия, которая занималась шлаковыми аркадами для мобилок приобретает известный бренд, собирает деньги на кикстартере и выбрасывает в продажу ущербную игру без сюжета и каких-либо вменяемых деталей вообще.
И ведь люди охотно верят в то, что студия без опыта работы над крупными проектами, без вменяемых сценаристов, художников и программистов потянет релиз крупномасштабной игры в популярной вселенной, сохранив все достоинства оригинала.
Напоследок, правда о кикстартере: юту.be/ZPXOvNKdvUw
Короче говоря проще перепройти Jagged Alliance 2 и не парится) лучше все ровно еще не чего не придумали)
Для Jagged Alliance 2 есть просто шикарные моды, включая самый лучший - Night Ops от отечественных мододелов. Механика игры настолько переработана и дополнена, что чтобы ее повторили в крупнобюджетной игре надо лет 20 ждать.
Для всех оригинальных локаций сделали альтернативу, можно даже начать игру с случайным набором локаций(новая/старая). Можно перекатываться, на кортах ходить задом наперед, стрелять из гранатамета и кидать гранаты сидя и через окна. Реализован ПЕРЕГРЕВ оружия с дальнейшим повышенным износом и есть возможность быстрой смены ствола на пулеметах!!! Можно стрелять с сошек с упора в подоконник или с камня/ящика. Стрелять очередями не с отсечкой а от 2 до 12 пуль на выбор, причем прицельно!!! Про новую линейку оружия я вообще говорить не буду. И при этом игру можно запустить хоть в FullHD.
PS
Смысла играть в инди-подделку которая проигрывает по всем параметрам игре которой 15 лет(пусть и с модами) я не вижу.
В стиме к слову продается Jagged Alliance 2 - Wildfire тоже самое но более хардкорно, права я в нее не играл сами понимаете чтоб один раз пройти нужно уйму времени потратить, а оторваться от этой игры не как) за совет спасибо! обязательно попробую поиграть с модами.
JA2 для своего времени была великолепной игрой, но я удивляюсь, что после гениальной боевой системы Бригады Е5 кому-то еще интересно играть в пошаговую условность.
Я как то пропустил Бригаду, что там гениального? В тактике пошаговый бой мне кажется идеальным решением