Ты боишься темноты? Я не боюсь. Это темнота боится меня.
Риддик
Будь в расквартировавшихся где-то по соседству “Лучших играх-2004” рубрика “Сюрприз года”, в нее бы обязательно попала The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay — Developer's Cut. Кто бы мог подумать, что игра, разработанная компанией, которая совсем
|
Архипелаг Гулаг
Наученные горьким опытом своих коллег, промышляющих играми-по-фильмам, Starbreeze постарались максимально дистанцироваться от первоисточников. Вся игра — это воспоминания Риддика (прячущегося на U.V. System Planet 6 — той самой замерзшей планете, где его нашли охотники на головами) о времени, проведенном им в тюрьме Butcher Bay задолго
|
Сюрпризы начинаются уже на старте игры. Перед самыми воротами тюрьмы Риддик ломает Джонсу шею и ударяется в бега. Пятиминутный променад по коридорам и вентиляционным шахтам узилища, в ходе которого игрока обучают основам игромеханики и боевой системы, заканчивается самым неожиданным образом — Риддик просыпается, и мы понимаем, что это был всего лишь сон. Но, черт возьми, так изящно тьюториал не преподносил еще никто!
Butcher Bay оказывается местом крайне негостеприимным. Пожалуй, еще никто и никогда не воссоздавал тюремную атмосферу так убедительно и в таких жутких подробностях. Тюремный блок B, куда помещают Риддика, состоит из нескольких коридоров и пары десятков одинаковых камер — но поди ж ты, пробирает не по-детски. Дьявол, как обычно, кроется в деталях: тусклый свет лампочек, крики, доносящиеся из-за запертых дверей камер, истертые тысячами ног полы, заляпанные кровью и испещренные граффити стены. Но самое главное — это персонажи. Их можно и нужно ставить в
|
|
Выполнив несколько нехитрых квестов, протагонист обзаводится оружием, убивает местного авторитета и, воспользовавшись последовавшим за этим восстанием, пытается бежать из тюрьмы. Риддик проваливается в канализационный коллектор... и здесь игра коренным образом преображается. Прорваться через кишащий мутантами уровень нужно в кратчайшие сроки — батарейка фонарика, прикрученного к винчестеру вот-вот сдохнет, а своими фирменными глазными имплантантами главный герой к этому времени еще не обзавелся.
Через какое-то время декорации снова меняются — и одновременно меняется стиль игрового процесса. Попав в жилые помещения охраны, Риддик облачается в комбинезон обслуживающего персонала и под видом своего проскальзывает мимо хлопающих ушами гардов. Это не так просто, как кажется: противники чрезвычайно умны, и, если Риддик на виду у всех снимет очки или будет вертеться вокруг них дольше, чем следует, они сразу догадаются, кто он такой, и немедленно поднимут тревогу. В любой другой игре за этим последовал бы неотвратимый геймовер, здесь же вы можете спокойно продолжить прохождение, прокладывая путь при помощи автомата и шотгана. Есть и третий способ — поубивать охранников, сохранив при этом инкогнито. Это самый сложный способ, но и самый интересный. Убить их исподтишка удается далеко не всегда — как уже говорилось выше, здешние гарды очень подозрительны, к тому же они далеко не всегда бывают одни. Приходится
|
Первая попытка побега не увенчалась успехом, и Риддик вновь попадает в лапы администрации Butcher Bay. В наказание его отправляют глубоко под землю, на рудники. Здесь условия содержания оказываются еще строже. Любое несоблюдение правил, предписываемых развешанными повсюду табличками — “Не разговаривать”, “Не задерживаться в дверях дольше чем на пять секунд”, “No f**king in recreation area”, “Проявляйте уважение к администрации” (в столовой под этой табличкой сделана милая приписка: “F**k them”) — незамедлительно пресекается бдительными турелями и Riot Guard'ами (пуленепробиваемыми роботами, управляемыми изнутри человеком), которые без церемоний отправляют на тот свет любого провинившегося. Несмотря на все эти меры, достать оружие и все остальное (сигареты, наркотики) не составит труда, были бы деньги. Заработать их можно выполнением необязательных квестов (достать список стукачей, подсыпать чьему-то должнику яд в пищу, найти очки одного из заключенных) или победами на смертельных поединках с другими заключенными, проводимых с ведома тюремного начальства.
Следующая за этим прогулка на Riot Guard (восхитительно!) передает эстафету скоростному спринту по помещениям, заполненным ордами враждебных алиенов (отчаянно напоминающих The Flood из Halo — в данном случае это не похвала, ибо в Halo эти уровни были самыми неудачными), который, в свою очередь, сменяется покатушками на здоровенном боевом роботе. Подобно Half-Life 2, Escape from Butcher Bay не использует по несколько раз одни и те же находки, а постоянно подсовывает игроку что-нибудь новое.
Без пяти минут кино
Разнообразие уровней и игровых ситуаций вынуждает постоянно менять тактику, благо здесь для этого созданы все условия. В начале игры и в некоторых
|
|
Киношные корни игры ощущаются с первых же кадров. Постановка скриптовых сценок и операторская работа заслуживают самых несдержанных аплодисментов — таких кинематографичных роликов не было со времен Silent Hill 3. К озвучке персонажей подключили звезд мировой величины: Рона Перлмана (“Хеллбой”, “Чужой: Воскрешение”, “Блейд 2”), Коула Хаузера (“Черная дыра”, “Папарацци”, “Двойной форсаж”), известного рэпера Xzibit'а и, разумеется, самого Вина Дизеля. Действующие лица второго плана озвучены ничуть не хуже — чего только стоит гундосящий тип с перебитым носом, который встречается в самом начале игры!
Лучше всех получился, конечно, сам Риддик. Умный, эгоистичный (“Ничего, что могло бы задержать меня”, — отвечает он заключенному, попросившему взять его с собой), никогда не теряющий чувства юмора (“Поосторожнее с этой штукой.
|
Подсластили
Удивительно, но при портировании с Xbox (где игра появилась еще в июне) Escape from Butcher Bay не только ничего не потеряла, но и даже наоборот — кое-что приобрела (о чем красноречиво свидетельствует подзаголовок Developer's Cut). Этим “кое-что” стал предпоследний уровень (та самая прогулка на тяжеловооруженном роботе) и специальный режим
|
Традиционное в случае с большинством консольных проектов нытье по поводу графики на этот раз не состоится. На скудных по нынешним временам ресурсах “шайтан-ящика” разработчики добились сногсшибательного видеоряда, в чем-то уступающего, а чем-то, наоборот, превосходящего графику последнего проекта id Software. Идеальной формы лысина Риддика (живой укор треугольным головам из DOOM 3), безукоризненно выполненные модели и те самые правильные тени (дебютировавшие впервые, кстати, именно в Escape from Butcher Bay, а не в DOOM 3, ведь на Xbox игра вышла раньше), которые id тыкала нам в нос три года кряду — и при этом, заметьте, никто из разработчиков ни разу не назвал графику творения революционной. Придраться можно лишь к не самой хорошей оптимизации: в высоких разрешениях игра подтормаживает даже на достаточно мощных компьютерах.
Дубль два Попытка режиссера Дэвида Туи снять свои собственные “Звездные войны”, мягко говоря, не увенчалась успехом. Сюжет, изобилующий белыми пятнами и
Но, похоже, не все так плохо. Относительно недавно была выпущена режиссерская версия фильма, в которую включили около 15 минут новых кадров. Вроде бы немного, но, по свидетельству очевидцев (увы, нам не удалось раздобыть ее до сдачи этой статьи), новая итерация “Хроник Риддика” смотрится заметно бодрее оригинала. Правда, фильму это уже не особо поможет. |
* * *
Escape from Butcher Bay никто не ждал ни на РС, ни на Xbox. И там, и там игра произвела эффект разорвавшейся бомбы. Поддавшись первому впечатлению, отдельные товарищи тут же поспешили назвать ее лучшим экшеном года, поставив Half-Life 2 на второе место.
Все дело в разнице между желаемым и действительным. От Half-Life 2 ждали полной безупречности во всем и вся. Однако добиться полной безупречности было невозможно хотя бы потому, что эту игру делали такие же люди, как и мы с вами, а люди — неидеальны. От Escape from Butcher Bay же не ждали абсолютно ничего — отсюда и неизменно восторженное впечатление от игры. Это, безусловно, шедевр, но тягаться с Half-Life 2 ему все-таки не по силам.
Реиграбельность — да
Классный сюжет — да
Оригинальность — да
Легко освоить — да
Оправданность ожиданий: 100%
Геймплей: 10
Графика: 10
Звук и музыка: 9.0
Интерфейс и управление: 9.0
Рейтинг “Мании”: 9.5
Дождались? Escape from Butcher Bay появилась неожиданно и без предупреждения. Far Cry и DOOM 3 полетели в разные стороны, и лишь Half-Life 2 устоял на своем пьедестале.